Факты, смыслы и ценности нашей жизни.
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

Факты и смыслы нашей жизни.

…факты, смыслы, ценности, полезности, идеи, идеалы, идолы, идеологии — все эти слова в нашем сознании сливаются в один ментальный гул.

Мы готовы безоговорочно признавать наличие в нашей жизни определённых обстоятельств, фактов, предметов и т.п., но любая попытка по выявлению смыслов нашей жизни и обретению ценностей, как правило, приводит к возникновению путаницы.

Вопросы: в нашей жизни есть что-то кроме фактов? наша жизнь имеет смысл или она лишена всякого смысла? в нашей жизни есть то, что мы считаем для себя не просто полезным, а действительно ценным?

И так: факт – смысл – ценность, — мы будем исходить из того, что наша реальность, то, что называется «в срезе», представляет собой сочетание фактов, а также, смыслов, которые эти факты для нас обретают, и ценностей, которые придают этим смыслам особую значимость.  

Наша реальность, очевидно, материальна и в ней формально главную роль конечно же играют факты, — факты материального мира.

Но какой-либо факт или предмет, сам по себе, не является для нас объектом заслуживающим внимания, они (факты) представляются лишь энергетическим фоном, на котором мы осуществляем свой выбор в категориях: «полезно-вредно», «плохо-хорошо», «добро-зло».

Но все меняется, как только к тому или иному факту у нас появляется отношение.

Наше отношение выделяет тот или иной факт из нескончаемой череды привычной фактологии, делает его объектом нашего внимания, интереса, и после оценочного суждения у этого факта появляется смысл.

Один и тот же факт может вызывать разное отношения, и через это обретать для нас те или иные смыслы.

Привычный факт восхода солнца может осмысливаться нами как зарождение новой жизни, а может как нескончаемое продолжение страданий; естественное явление, — восход солнца, —   отношение, к которому заливает нашу жизнь либо светлой радостью, либо серой монотонностью…        

В силу культурологической и религиозной  традиции все то, что в нашем представлении не является материальным  мы склоны относить к духовному, и если к материальной стороне нашей жизни мы относим факты, предметы или обстоятельства, то ценности мы неизменно относим  к  её духовному наполнению; идеи занимают в этой иерархии промежуточное положение; идеи могут появляться как относительно фактов, так и ценностей, помогая оформлять их в доступные для понимая концепции.

Как правило, ценности располагаются на определенном удалении от нас, то есть находятся в недосягаемой части нашего жизненного пространства; какие-то ценности находятся ещё дальше в области запредельного.

Такой удаленной ценностью может быть, например, материальный достаток для остронуждающегося человека, и эта ценность будет лежать вне зоны его досягаемости.

Ценностью может быть и объект религиозного поклонения, — какой-нибудь идол, религиозный символ или «бог», — который, очевидно, находится в области запредельного; он трансцедентален относительно жизненного пространства человека.

Человек всегда имеет стремление взаимодействовать с той частью своего жизненного пространства, которая ему представляется недосягаемой и потому привлекательной, и в зависимости от того, какой опыт он выносит из взаимодействия с ценностями они обретают или не обретают для него определенный смысл.

Ценность под названием материальный достаток, при настойчивом и эффективном опыте взаимодействия с ней перестает быть для человека чем-то недосягаемым, — она приобретает для него определенный смысл, закрепляемый полученным результатом — материальной обеспеченностью.

С другой стороны, некорректно замотивированный или конфессионально запутанный поиск Бога, приводит к девальвации изначальной ценности, и «бог» продолжает оставаться для человека полной бессмыслицей.

С идеями похожая история, взаимодействие с идеей может изменять человека, при этом человек сам способен вносить изменения в идею, чтобы сделать ее более привлекательной, но в обоих случаях такая идея обретает для человека определенный смысл.

В другом варианте идея продолжает оставаться для человека пустым звуком, который никак его не будоражит, не впечатляет и не зовет; актуальность идеи так же зависит от феномена отношения к ней.

Как факты лишенные отношения, остаются «голыми фактами», не несущими для человека никакого смысла, так и идеи без заинтересованного и пытливого отношения к ним продолжают быть тем самым «пустым звуком».

Ценности без попыток взаимодействия с ними и привнесения их в свою жизнь, оказываются для человека лишенными всякого смысла.

Задача текущего момента заключается в гармонизации смыслов: смыслов фактов, смыслов идей и смыслов ценностей, — без такой гармонизации   в жизни человека может возникнуть пропасть между материальными потребностями, идейным обоснованием этих потребностей и духовными устремлениями.

Вряд ли печальный смысл факта захода солнца (вечное страдание), можно гармонизировать с идеей бескорыстного служения человечеству и ценностью вечного продолжения жизни.

Когда все три смысла, то есть, смыслы факта, идеи и ценности   начинают звучать в унисон, у нас появляется ощущение мировоззренческого комфорта; мы обретаем радость от полноты проживания жизни.

Основанный на вере, опыт отношения с ценностью,  обозначенной как «Бог»,  неизбежно приводит к появлению новых смыслов, таких как первопричинность и бесконечность, соответственно, появляются новые идеи, идея посмертного продолжения жизни,  а это, в свою очередь,  изменяет наше отношения к фактам, и тогда восход солнца из нашего примера, который ассоциировался с непрекращающимися страданиями может обрести новый смысл и стать символом вечного продолжения жизни.

Глубокий и последовательный опыт взаимодействия с ценностями, позволяет наполнить нашу жизнь новыми смыслами, которые изменяют идейное наполнение нашей жизни и оказываются способными откорректировать отношения к фактам.
Именно таким образом новые ценности влияют на нашу жизнь…

Дальше немного терминов, для общего понимания:     

Идея – это ассоциация нескольких смыслов, построенная по принципу похожего отношения к одному факту, смыслу или ценности.
Идеи могут иметь отношение как к предметам, — научные идеи, гипотезы; могут порождать философские концепции, объединяя абстрактные смыслы; могут идейно обслуживать ценности культурных или религиозные традиций. 

Идеология всегда делает акцент на одном из элементов заявленной структуры, — либо факте, либо смысле, либо ценности, при этом, обязательно принижая роль остальных.
Идеология материалиста не признаёт объективность взаимодействия с духовными реальностями; религиозная традиция игнорирует смысловое наполнение фактов материального мира, философские доктрины предпочитают дистанцироваться и от материальных смыслов, и от религиозных опытов.

Идеал в жизни человека возникает тогда и только тогда, когда на ценность направлена его  воля,  когда имеет место быть  феномен устремления к ценности-цели.
Воля может быть направлена на факт «материального достатка», или на идею строительства Коммунизма, а может быть на ценность, обозначаемую как Бог.
В процессе движения к ценности «материальный достаток» может возникнуть идеал, тот же, Билл Гейтс; волевое усилие по продвижение идеи строительства Коммунизма проявит идеал, — Карл Маркс; а стремление к ценности, обозначаемой как «бог», может привнести в нашу жизнь такие идеалы как: Дон Хуан, Блаватская или Серафим Саровский.
Свет идеала освещает нам путь, по которому мы движемся к намеченной цели, — обладания ценностью. 

Полезность, — это практическая ценность, возможно ценность уже достигнутая или обретенная, то есть ценность, которая стала достижимой; такая ценность переместилась из недосягаемой в досягаемую область нашего жизненного пространства.    
Материальный достаток из нашего примера перестает быть ценностью, как только человек перестает остро нуждаться, в этом случае ценность становится всего лишь полезностью.
Именно в этой логике Бог, если мы говорим о Боге, как Творце всего сущего, а не о конфессиональном «божке», никогда не переместится в область досягаемого; мы никогда не сможем Его в полной мере обрести или присвоить; Бог никогда не становится для нас полезностью.

Идол – это символизированный или воплощенный идеал. Обычно идол возникает в результате попытки оформить и передать свой идеал кому-то другому. Такие попытки вынуждают нас превратить   идеал в идеологическую формулу или символ, тогда зримым воплощением которого и будет являться идол.
Идолы в жизни человека могут появляться не только через понижающую трансформацию собственного идеала, но и через внешнее привнесение. Обычно на роль заимствованных идолов назначаются девальвированные идеалы других людей.

Ценности нашей жизни.

Ценности можно градировать (различать), через понимание того как или каким образом эти ценности проникают в нашу жизнь и заполняют наше жизненное пространство; отвечая на вопрос «как»  это происходит мы без труда сможем определить и какой уровень ценностей нашу жизнь определяет.

Высшая ценность, это ценность, которая всегда назначаетсясамим человеком.Это тактическая ценность, актуальная в данный момент времени; она, как правило, служит для преодоления кризисных явлений на определенном этапе жизни.
Высшая ценность обеспечивает количественный рост, она позволяет отмасштабировать (преумножить) результат, но не обеспечивает качественных изменений.    

Это тактическая ценность, актуальная в данный момент времени; она, как правило, служит для преодоления кризисных явлений на определенном этапе жизни.

Высшая ценность обеспечивает количественный рост, она позволяет отмасштабировать (преумножить) результат, но не обеспечивает качественных изменений.    

Вернёмся к двум примерам из начала статьи: человек, духовно относящийся к реальности, решил стать финансово обеспеченным, и сделал своей высшей ценностью материальный достаток. Стремление к этой ценности проявило идеал, — Бил Гейтс, и этот идеал осветил ему дорогу к получению материальных благ, — пошло обогащение.

Второй пример: очень богатый человек назначил своей высшей ценностью духовный рост. Стремление к этой ценности проявило идеал, Серафим Саровский, который осветил путь, и товарищ, что называется, «попёр» в духовность.

Все высшие ценности субъективны и потому относительны.  То, что для голодающей одухотворённости представлялось высшей ценностью в виде материального достатка, для богатого человека не являлось даже объектом каждодневного интереса, и наоборот, духовный рост, который был естественным состоянием для нашего книжника, оказался желанным результатом для заигравшегося с материальными благами бизнесмена.         

Высшая ценность, выполняя задачу количественного преображения, (было «мало денег» стало «много денег», или,  «было мало духовности» стало «много духовности»), —  выводит человека на неизвестный для него уровень существования, но с определенного момента, эта ценность  перестает быть ценностью и становится полезностью.

Полезность обеспечивает тиражирование результатов роста, распространяет их на более обширное жизненное пространство, но не дает возможности качественной трансформации. Строго говоря, высшая ценность неизбежно ведет человека в ловушку, будь то материальное благополучие или духовная самодостаточность (почему именно ловушка — объяснение будет в конце материала).

После достижения результата, идеал, освещавший дорогу к поставленной цели, претерпевает изменение и превращается в пустой символ или в идол.

Из двух приведённых примеров, мы видим, что высшая ценность может располагаться как на уровне «фактов – событий» материального мира, а может на уровне философских или религиозных «смыслов – идей», но ни одна ни вторая история не будет иметь отношения к духовному уровню бытия, собственно, откуда и берут свое начало истинные ценности.  С ними сложнее.

Истинные ценности. Их основное отличие от высших ценностей заключается в том, что они не принимаются декларативно, не назначаются самим человеком и не могут быть привнесены  в его жизнь усилием воли.

Они, — истинные ценности, — возникают только в результате контакта с непостижимостью, когда мы стремимся вырваться из монотонной последовательности событий, задумываемся о чём-то вечном, стараемся прикоснуться к чему-то подлинному и живому…

Тот же условный человек, — книжник или бизнесмен, — у которого, в силу каких-то обстоятельств, пробудилось желание ответить на вопросы: «кто я?», «для чего я?», «откуда я, и куда?», — постепенно выходит на представление о том, с чего всё начиналось, и куда всё движется; конечно он это делает на своём уровне понимания происходящего.

Стараясь честно, то есть не удовлетворяясь достигнутым результатом, двигаться «вверх» по цыпочке причинно-следственных связей, и каждый раз находя ответы на вопросы: «а это откуда взялось» или «а что предшествовало этому», человек неизбежно выходит на представление об Истоке, пусть и в самом общем виде.

Далее начинается долгая и кропотливая работа по уточнению этого представления, человек стараться это представление для себя как-то развивать, под себя обустраивать, в общем, рисовать картину мироздания, в которой он сможет обрести устойчивое положение относительно того самого Истока. 

Искреннее, настойчивое и заинтересованное толкование Истока, даже на самом простом уровне, и делают доступными для человека те истинные ценности, которые постепенно и очень небыстро будут пропитывать всю его жизнь; а стремление к таким ценностям выявит истинный идеал.

Допустим, что в результате такого поиска и рассуждений человек приходит к варианту истоковой реальности, под общим названием «бог» (другие варианты обязательно рассмотрим ниже).

Конечно же, первым делом он, вольно или невольно, постарается выяснить для себя характер отношений, которые связывают человека, то есть создание, со своим Создателем — Богом, и тут возникают варианты.

Если отношения между человеком и Богом ему представляются как отношения «раба и господина», или, похожий  вариант, «слуги и царя», тогда толкование Истока под названием:  «Бог, — Царь, -Господин», — неизбежно приведет к появлению в его жизни таких ценностей, как: страх перед Богом, вина за помыслы и стыд за содеянное;  будет сделан вывод: «мир во зле лежит».

Стремление к Истоку с таким «наполнением» порождает соответствующий идеал: «Бог – Царь», — непреклонный в своих решениях Господин, требующий воздаяния и жертвы во искуплении грехов.

Я не уверен, что к такому Истоку вообще нужно стремиться, да и свет такого идеала для меня будет сомнительно ярким.

Если же отношения между человеком и Богом формируются по принципу Небесной семьи, в которой человек является сыном Бога, то Истоковая реальность проявляется для него в виде «Бога-милосердного Отца», соответственно толкование Истока наполнит жизнь человека такими ценностями как благодарность, любовь к ближнему и братское служение; и вместо мира, лежащего во зле, появится мироздание дружественное ко всему человечеству.

Стремление к Богу-Отцу, когда Он «есть любовь», проявляет идеал: Иисус Назарянин, — Сын Бога, который раскрыл эту любовь людям, прожив вместе с нами свою земную жизнью.

Далее. Мы обязаны допустить, что наш условный человек, в результате поиска, рассуждений и умозаключений пришёл к пониманию Истоковой реальности и определил её как «точка», или «большой взрыв», или «вселенский разум». Какие истинные ценности появятся у человека в результате интерпретации такого Истока? Скорее всего никакие…

Строить отношения с «точкой» — абсурдно, бояться или любить «большой взрыв» — бессмысленно, говорить о милосердии или прощении со «вселенским разумом», — нелепо, а значит и единственными ориентирами для него останутся назначенные им же высшие ценности.

В этом случае, отсутствие личностного аспекта в концепции Истока означает разрыв связи с Истоковой реальностью; на том конце в вечности должна быть личность, с которой мы можем строить отношения.

Тогда восстановление связи с этой Личностью, которое по латыни звучит как re-ligare (религия) сможет нивелировать страх перед смертью, дать уверенность в продолжении жизни и обрести надежду на обретение космического статуса. (см. материал «Религия. Когда слово не виновато»)

Истинные ценности, в отличии от высших ценностей действуют в нашей жизни отличным образом. Если первые обеспечивают количественный рост, который можно оценить в категориях «больше – меньше», то вторые, а именно истинные ценности, обеспечивают глубинную трансформацию; наша жизнь начинает качественно преображаться.

Истинные ценности будут корректировать смыслы происходящих событий, изменять отношение к фактам, и в результате начнут определять наше текущее  целеполагание, а именно, менять высшие ценности, которые мы сами для себя назначаем.

Истинная ценность каждый раз по-новому раскрывает себя в повседневной жизни хотя бы потому, что наши представления об Истоке меняются по мере нашего духовного взросления, а значит и опыт взаимодействия с ней, — её понимание и толкование, — будут привносить в нашу жизнь новые раскрытия.

Сын каждый день по-разному смотрит на своего Отца, потому что сам сын взрослеет, и растет его понимание той заботы и любви, которую от получает от своего родителя. 

Значимость человеческой жизни и заключается в опыте нового прочтения и раскрытия истинных ценностей; наличие такого опыта позволяет приблизится нам к осознаю абсолютной ценности, которой является любовь Бога.

Попытка присвоить эту ценность через интеллектуальное принятие или сделать её популярной в опыте общественного служения, ни к чему хорошему не приводит; абсолютная ценность превращается в лозунг, шаблон, она начинает звучать как треснувший колокол.

Абсолютная ценность всегда носит объединяющий характер — она притягательна для всех.

Воля, направленная на Абсолютную ценность, проявляет Абсолютный идеал — Всеобщего Отца, — свет которого делает окружающий нас мир более прозрачным, и освящает наш путь самопретворения в вечности.

О целях. Повторюсь, любая цель, лежащая в пределах нашей досягаемости, то есть та цель, которая может стать частью нашего жизненного пространства, неизбежно превращается в ловушку по мере её достижения.

Чем труднее поставленная задача, тем сложней её решение и тем вожделеннее результат; и тем больше вероятность того, что полученный результат превратиться в самодостаточное и самодовлеющие обстоятельство нашей жизни.

С трудом достигнутая цель, самим фактом достижения, провоцирует тиражирование этого результата и увеличение масштабов его применения.

Когда комната в съемной квартире, путём невероятных усилий превращается в отдельную и благоустроенную квартиру, необходимость увеличение метража или приобретение небольшого домика за городом, становится практической неизбежностью.

Ну а дальше полдома «на югах», ещё одна машина в гараже, и человек уже стоит на пути, по которому невозможно пройти до конца… 

Результат такого целеполагания всегда печален, потому что тот человек, который ставил перед собой эту цель существенно отличается от человека, который эту цель достигает.  

Результат может быть и трагичен, если на вопрос: «…а зачем мне все это было нужно?» — времени отвечать уже нет…

Достойная цель всегда лежит за пределами сиюминутного успеха; такая цель должна решать задачу преодоления всех возможных ограничений, повторюсь, наша судьба не должна ограничиваться биографией нашего тела.

Истинная цель принадлежит той же реальности, что и истинная ценность; путь к ней освящает истинный идеал. 

Факты, смыслы и ценности нашей жизни, объединенные волевым устремлением познавать Бога, формируют пытливый и любвеобильный характера человека, — дитя Бога, — брата всех живущих на земле. 

Последние записи

Разум

Для продуктивного начала разговора необходимо сразу дать определение разума, так