Выбор, воля. Предназначение человека. Воля Бога.
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

Считается более правильным начинать любое изложения с ненапрягающих, плавно вводящих в курс дела идей, допущений или концепций, которые опираются на распространенные мнения, доводы и системы, аргументом.

Попытка разобраться в личностных моделях поведения и сформулировать отличия в таких понятиях как воля, выбор, намерение, волеизъявление, вынуждает нас сразу дать базовое определение личности, которое, скажем мягко, отличается от всех общепринятых формулировок.

Отдавая себе отчет, что подобное определение отпугнет значительную часть аудитории, я надеюсь, что природная пытливость и новизна подхода сыграют свою роль и удержат в материале многие умы

Личность – это дар Бога; духовным ядром личности, является до-личностный фрагмент Бога, частичка Его Духа – наш Тайный наставник, — Настройщик мышления.

(существование такого Наставника было впервые открыто брахманами, на него есть прямое указания и в Библии: «Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них…» (2-е Кор. 6.16).

Такой Личностно – духовный тандем, представляет собой Дар Бога каждому живущему на земле.

Мы исходим из того, что человек представляет из себя существо смешанного происхождения, в нём есть и мощная эволюционная составляющая и божественное присутствие, которое, собственно, и выделяет человека из мира животных.

Высокоразвитые животные могут обладать яркими индивидуальностями, но про животное мы никогда не скажем, что оно личность.

Личность, это инструмент интеграции доступных реальностей, способный объединить в своей структуре и материальную реальность – человеческое тело, и его разум, и его духовные устремления, и такое проявление Личности не может быть выведено исключительно из логики животной эволюции, — это откровение Бога для человека.

Как личность Бога — Создателя объединяет и несет в себе все доступные для нашего восприятия типы реальности: энергия – разум – дух, так и личность самого скромного создания, — человека интегрирует все те же типы реальности на доступном для него уровне. Мы созданы по образу и подобию…

Личность человека, взаимодействуя с окружающей действительностью, порождает человеческую индивидуальность, которая выражает себя так же на трех уровнях: телесно, интеллектуально и духовно.

Исходя из смешанного характера происхождение человека, — «эволюция + божественное откровение», — мы предполагаем и смешанный характер мотивов поведения человека.

Именно в мотивах человеческого поступка встречаются эволюционное и божественное начала, образуются хитросплетения животной подосновы и человеческих устремлений.  Всегда или почти всегда к животным желаниям примешивается человеческое участие, а в человеческих поступках нередко мелькает сущность зверя.

Нам предстоит разобраться в чем отличие выбора и воли в двух случаях, когда они мотивируются преобладающим животным началом, а когда есть основания говорить о человеческой и даже Божественной   мотивации поведения.

Итак, выбор — это направленное действие в условиях определённого (ограниченного) количества вариантов. Мы всегда выбираем из того, что есть или того, что может быть, но количество вариантов имеет ограниченное число.

Выбор всегда замыкает активность человека на один из таких вариантов, устанавливая с ним мотивирующую связь; он стимулируется как внешними факторами, — вариантами предложений, так и внутренними побуждениями.

Выбор, который обуславливается исключительно внешним предложением, можно смело относить к животному выбору.

В своей реализации выбор всегда конечен, он имеет завершение в виде достижения – результата, и дальше полученного результата не ведет; дальше встает необходимость делать следующий выбор.

Выбор всегда ограничен во времени, он привязан к текущей потребности того или иного варианта. Воля не привязана ко времени, воля способна ждать.

В отличии от выбора, воля может действовать и в условиях отсутствия конечных вариантов; она может реализовываться как намерение или как стремление, то есть на другом конце действия воли не всегда находится конечный результат, а значит её действие не обязательно ограничивается достижением.

Воля проявляет себя векторально, — ведет в определенном направлении, и может устремлять за границы воспринимаемой реальности.

Для реализации воли совсем необязательно наличие внешнего стимула, как правило действие воли рождается изнутри, и оно   направлено на раскрытие всех потенциалов Личности, проявленных в индивидуальности: раскрытие потенциалов человеческого тела (физическая культура, спорт), интеллектуальных потенциалов (философия, наука) и потенциалов духовности как мы её для себя представляем (искусство, религия). Воля, есть сущностное выражение Личности.

Намерение, как действие пред-воли, формируется чередой однотипных выборов, например при выборе направления движения: «мы едем правее, правее, ещё правее, в результате мы едем направо».  

Именно проявляя намерение двигаться в том или ином направлении, мы формируем основы своей жизненной стратегии.

В пределе таких стратегий всего две: животная, — брать, обособлять, обладать, фиксировать, и человеческая, — отдавать, иметь не обладая, объединять, развивать. О третей стратегии поговорим во второй части материала.

Мы редко осознано выбираем ту или иную стратегию жизни, в основном мы гуляем по серым территориям, где обаяние тьмы на нас уже не так действует, но и свет в большей степени слепит, чем направляет и ведёт.

Нежелание опускаться по ступенькам: «ошибка – зло – грех – порок», — формирует намерение отодвигать от себя тьму.

Но вернёмся к выбору. Может ли выбор быть человеческим, — конечно может, но в человеческом выборе, в отличии от выбора животного, всегда присутствует нравственная компонента, которая делает наш выбор свободным, то есть освобождает выбор человека от довлеющего присутствия животного начала.

Мы формулируем нравственность, как признание относительности собственных ценностей, или как готовность принимать ценности другого человека (иной личности). По сути, нравственность основывается на признание того, что каждый человек уникален, и имеет равные возможности проявлять свою уникальность.

Выбор без нравственной компоненты, без учета интересов   другого человека или всех участников такого выбора, есть всего лишь социальный рефлекс. Именно нравственная компонента привносит в ситуацию выбора элемент ответственности, а ответственность — это всегда корректировка своего решения.

Нам нереально, да и не нужно, избавляться от своей животной природы, но крайне необходимо различать это влияния на наше поведение именно на уровне мотивов.

Человеческий выбор – это выбор самоограничения, — разделение в себе животного и человеческого для того, чтобы человеческое начало, обремененное нравственностью, могло контролировать и организовывать проявление животного.

«Человеческая воля есть, по сути, человеческий путь, – совокупность того, кем человек решает быть, и что он решает делать».

Смешанный характер человеческой природы, напомню, «эволюция + божественное откровение», позволяет сделать вывод, что воля человека состоит из воли Личности и выбора животного.  

Выбор животного, который опирается на мощнейшее действие инстинктов, может корректировать, а иногда и подавлять волю Личности. Но такие победы всегда не окончательны, — то, что проявляет себя во времени не может победить то, что берет начало в вечности.

Наш выбор, это наша человеческая работа, которую мы проделываем каждый день, а не три раза в жизни, выбирая институт, жену и дело жизни, — эта жизнедеятельность, которая определяет нашу человеческую судьбу.

Мы каждый день делаем выбор в пользу нашего забвения или бессмертия.

P.S. Притча о старом индейце. Старый индеец разговаривает с внуком, — маленьким индейцем, внук спрашивает: «Дедушка, ты бываешь добрым, а бываешь злым, бываешь заботливым, а бываешь раздражительным, — как же это так получается, что с тобой происходит, когда ты бываешь то таким, то другим?»

— Понимаешь внучек, во мне живут разные волчата: есть спокойный, ласковый, добрый, есть нетерпеливый, агрессивный, злой, есть заботливый, а есть раздражительный, — и они между собой борются. — И кто же из них побеждает, дедушка? Кого я кормлю, внучек, тот и побеждает».

Дальнейшее развитие поведения человека в парадигмах выбора и воли определяются характером той нравственности, которая освобождает человеческие проявления от определяющего влияния его эволюционной (животной) природы.

Нравственность появилась в жизни человеческого общества в результате естественной социализации отношений; нам свойственно объединяться для решения каких-то задач (охота, война), а необходимость объединения вынуждает нас договариваться с теми, с кем мы объединяемся, то есть в той или иной степени принимать их ценности и убеждения. Так мы начинаем договариваться о правилах межличностного общения, так и появляется эволюционная или общечеловеческая нравственность.

К наивысшим достижениям общечеловеческой нравственности можно отнести: «люби ближнего, как самого себя», а примером её практической реализации, является так называемое Золотое правило, в его позитивном звучании: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой».

Появление такого нравственного «обременения» у чисто животного выбора, является очевидным прогрессом, но можем ли мы в этом случае говорить о проявлениях воли, как стремлении раскрыть все, в том числе и духовные, потенциалы, заложенные в Личности? Можем, но только отчасти.

Для того, чтобы взять под контроль «эволюционную мартышку», которая сидит в каждом из нас, вполне достаточно  социализированной нравственности, о которой мы сказали выше.

Такой контроль над животным началом предоставляет все возможности к раскрытию потенциалов физического тела, создаёт условия к раскрытию интеллектуальных потенциалов, но говорить, при этом, о раскрытии потенциалов Духа в Космическом или религиозном смысле этого слова, у нас нет оснований.

Мы научились строить отношения с себе подобными, не убивая друг — друга и не отнимая кусок хлеба, и мы продолжаем действовать теперь уже не как животные, но как сверхживотные, как люди, но лишь в определенном смысле, и по-прежнему, наши мотивы, имеют очень отдаленное отношение к реальностям Духа.

Раскрытие всех потенциалов человека, мы рассматриваем как раскрытие Божественных потенциалов заключенных в Личности и её духовном ядре, до-личностном фрагменте Бога – Его духовной частицы.*

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий и дух Бога живет в вас» (1 Кор.3.16)

Личность несет в себе потенциал. Это Дар, а духовное ядро помогает раскрывать этот потенциал на всех сверхматериальных уровнях.

У духовной частицы Бога есть то, что называется «возвратным моментом», она нацелена вернуться на исходный уровень Божественности, — уровень своего происхождения, — и эта активность фрагмента Бога пробуждает в нас стремление   посвятить свою жизнь чему-то более возвышенному чем самореализация через животное самоудовлетворение.

Есть и ещё один существенный момент, это частица Духа является одним из родителей нашей души. (см. материал: Душа, что-то новое).

Волеизъявление помимо воли включает в себя и то, на что воля направлена.

Мы с вами выяснили, что основное отличие воли от выбора, состоит в способности воли действовать вне конечного варианта выбора; воля не замыкается на одном из решений, — это как раз свойство выбора, — воля жёстко не привязана к   достижению результата.

Воля действует в направлении чего-то, и в случае человеческого волеизъявления может вести к реализации активности на двух уровнях:

  • первый находится в пределах нашей досягаемости, на уровне повседневной деятельности;
  • второй выводит за пределы воспринимаемой реальности, то есть является трансцендентным по отношению к источнику проявления воли.

Действие Божественной частицы побуждает нашу волю   действовать в направлении Истоковой реальности, — действовать на трансцендентном уровне, — стремиться выйти за горизонт обыденного, строить жизненную стратегию, уводящую нас от решения сугубо человеческих проблем.

Но решение, как всегда, остается за нами, и наша воля может действовать в прямо противоположном направлении, навсегда закрепляя нас за той каждодневностью, которую мы сделали конечным пунктом своего предназначения.

Совпадение направлений действия воли человека с действием частицы Бога, то есть обоюдное стремление двигаться-вернуться к Источнику Всего Сущего, рождает удивительные ощущения полноты проживаемой жизни, выводит нас на траекторию Предназначения.

Через нашу душу частица Бога дает нам сигнал о правильности или ошибочности выбранного пути. В душе может появиться ощущение покоя, беспричинной радости, и ничем необъяснимого счастья, а может поселиться маята, которую не получится заглушить ни алкоголем, ни девятизначными цифрами на банковском счете.

Мы пришли к выводу, что для освобождения от довлеющего влияния животного начала нам требуется привнесение человеческой нравственности, и развивая это направление рассуждений можно сказать, что для нивелирования воздействия человеческой обыденности нам так же требуется нравственность, но более высокого уровня, — Божественная нравственность, которая всегда приходит в виде Откровения.

И если лучшей иллюстрацией общечеловеческой нравственности мы посчитали: «люби ближнего как самого себя», то в качестве примера сверхчеловеческой или Божественной нравственности можно вспомнить слова Иисуса: «…любите врагов ваших».

Только как Божественное Откровение могла прийти идея отказаться от разделения всех людей на своих и чужих, друзей и врагов и провозгласить всех Сынами Бога – членами единой Небесной семьи, где враг всё равно остается братом, которого надо любить…

Привнесение сверхчеловеческой нравственности, позволяет сделать человеку сверхчеловеческий выбор, — мы можем выбрать посмертие, — продолжение жизни, — обретение места в Небесной семье, и этот выбор зависит только от нас.

В этом случае Дар Бога в виде Личности окрашивается характером отношения Бога к человеку, то есть мы получаем в Дар не просто Личность, а личность безусловного любимого сына.

Сверхчеловеческая воля, это воля, направленная на то, чтобы найти Бога в личном опыте, и стремиться уподобится ему.

Только любящий и преданный своей семье сын может  в сердце своём пожелать исполнять волю своего Отца, и тогда естественным образом рождается молитва: «моя воля в том, чтобы исполнилась воля Твоя».

В этом и есть Предназначение человека, — сына Бога: через реализацию всех, в том числе и духовных, потенциалов Личности, выходить на полноту самореализации в вечности; и это исполнимо потому, что нашу духовную составляющую ведет к реализации фрагмент того же вечного и бесконечного Бога.

*Дополнительные материалы о Настройщике мышления – по запросу.

За всю историю нашей цивилизации было совершено неимоверное количество отвратительных поступков с простым обоснованием: «на то воля Божья».

Эти слова произносили и светские правители и религиозные деятели, люди, обладающие высоким духовным статусом и не имеющие к духовности никакого отношения, но совершенно очевидно, что во всех случаях это были лишь человеческие интерпретации божественного волеизъявления или скудные представления рода человеческого о желаниях Бога.

С «желаниями» Бога хотелось бы разобраться сразу: желание, есть прямое следствие неимения «чего-то», не обладания «чем-то», — подумайте те, кто любит порассуждать о желаниях Бога, чего не имеет, и чем, в вашем понимании, не обладает Бог?

Я думаю, в рассуждениях о воли Бога, нам стоит пойти от обратного и обозначить то, что волей Бога точно являться не будет.

Воля Бога не подразумевает диктата Бога, то есть она не может   действовать как прямой запрет, и препятствовать принятию человеком того или иного решения.

Бог не профанирует свободную волю, с одной стороны давая нам возможность выбирать, с другой, подменяя нашу волю — своей.

Проявленная воля Бога должна сохранять для нас возможность участвовать в самопретворении, выбирая путь, определять свою дальнейшую судьбу. (см. пост Предназначение человека).

Бог не отдаёт приказы, иначе бы Он Всесильный и Всемогущий не стал бы безучастно смотреть на то, как мы тут из кожи вон лезем, чтоб сохранить человеческий облик, а построил бы нас всех стройными рядами и отправил куда-нибудь на остров Рай,  в сторону Совершенства.

На волю Бога можно посмотреть и с более общей точки зрения: Она не может нести в себе какого-либо отрицания.

Бог, есть всё, и это Всё не может отрицать самое себя, или какую-либо часть самое себя, поэтому в пределе, любое отрицание ведет в нереальность.

Подводя первые итоги: воля Бога это не запрет, не приказ и она не может нести в себе какого-либо отрицания. Тогда что же?

Мы можем предположить, что воля Бога действует в контексте реализации определенного замысла Бога, тогда воля человека соотносятся с волей Бога как индивидуальное решение и божественный План.

Решение человека может совпадать с божественным Планом, а может с ним расходиться, но каким бы ни было это решение, очевидно, Божественный План не настроен это решение аннулировать. Свобода воли в мироздании священна.

Восприятие Воли Бога, это восприятие вектора приложения усилия, а не угадывание поставленной задачи.

Попытка вписаться в этот вектор могла бы превратиться для нас в очередной ребус или квест, если бы Божественный План, причем в личностной интерпретации, мы не носили бы в себе.

Речь вновь идет о Настройщике мышления, до-личностном фрагменту Отца, — частицы Его духа, который фактически и является нашим планом обретения совершенства.

Он выравнивает напряжение удаленности человека от Бога и частичность человека по сравнению с всеобщностью Божества.

«Что мы пребываем в Нём, и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего». (1Ин 4:12-13)

Особо подчеркиваю тот момент, что этот фрагмент Бога имеет до-личностный статус и не может непосредственно влиять на выбор человека, иначе вся история со свободной волей вновь оказалась бы под вопросом,  но он может обозначать для нас новые ориентиры, подсвечивать иные ценности, создавать ощущения другого пути, — он может вести за собой…

«Дух никогда не подталкивает, дух – ведет».

Мы говорили о «возвратном моменте» частицы Бога, — стремлении Настройщика вернуться на уровень своего происхождения, это стремление и показывает нам траекторию движения к Отцу, — она (частица) наш проводник во вселенной.

В том случае, когда наше волеизъявление по направлению совпадает с возвратным моментом Настройщика мышления, тогда, и только тогда, наше индивидуальное решение совпадает с божественным Планом, — мы начинаем движение в вечность.

Исполнение воли Бога, в самом общем виде, можно свести к исполнение Его наказов, переданных нам Иисусом, ключевым из которых является:

«Будьте совершенны, как совершенен Отец…» (Мф. 5.48)

Обращаю ваше внимание, что у Иисуса звучит именно «будьте» совершенны, не «становитесь» совершенными, не «обретайте» совершенство, а именно «будьте», из чего следует, что все необходимое, для того, что бы быть совершенным в нас уже есть, необходимо лишь стремиться раскрыть в себе этот потенциал божественного совершенства, и это потенциал, как мы выяснили, несет в себе Личность, — Дар Бога.

В индивидуальном плане, исполнение воли Бога можно прировнять к принятию своего сыновства по отношению к Богу, что и будет означать рождение в Духе.

В этом случае пронзительно и всеохватно начинает звучать Евангелия Иисуса:

«Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья».Содействие рождению в Духе другого человека, есть смысл братского служения, целью которого является восстановление единства Небесной семьи, — духовного братства вероисповедальных сынов Бога. (см. пост Служение).

Ответ на вопрос Богу: «какова воля Твоя», — никогда не приходит в виде прямого указания на исполнение чего-либо, а если такой «ответ» приходит, то он точно не от Бога.

В ответ на подобный вопрос происходит прояснение ситуации выбора, она становится более рельефной, прозрачной и очевидной с точки зрения наличия потенциалов; происходит то, что и позволяет человеку принять более адекватное, и при этом самостоятельное решение.

Проявленная воля Бога приглашает порассуждать и сделать выбор, но никогда не предлагает конкретный совет и не подсовывает готовый вариант.

Мы дети пространства и времени, — дети ограниченной реальности, и мы воспринимаем действие воли вечного и бесконечного Бога частично, в пределах своих ограничений.

Все попытки угадать волю Бога не в индивидуальном, а в социальном плане, неизбежно будут приводить к искажениям в человеческих толкованиях.

Но нам был раскрыт характер отношения Бога к своему творению: «Бог есть любовь», и это позволяет нам обозначить ряд несложных по своей сути критериев, позволяющих «проверять» такие толкования на соотносимость с волей Бога:

Бог – Творец, а истинный Творец всегда служит своему творению; жизненный контекст братского служения пропитан исполнением воли Бога;

Бог — Един, и то, что стремится к объединению исполняет волю Бога, и наоборот, то что разделяет, разобщает, строит заборы (этнические, социальные, религиозные) противоречит Его воли.

Построение заборов, в том числе и конфессиональных, занятие бесперспективное, если не сказать глупое, потому что никакие земные заборы до неба не достают.

Бог – Отец, и он заботится не только о процветании всей Небесной семьи, но и о развитии каждого члена своей семьи, — сына или дочери Бога.

То, что раскрывает уникальность личности утверждает волю Бога, а то что приучает к усредненному, навязывает общепринятое или популяризирует среднестатистическое, игнорирует волю Отца.

Бог – есть вечный процесс и то, что по сути своей динамично, находится в движении, обеспечивает прогресс и раскрывает потенциалы органично вписывается в действие воли Бога, и наоборот, любая окончательность, статичность, любая остановка, формализация, догматизация – входит в противоречие с Его волей.

Бог – есть любовь, поэтому всё что гневается, не прощает, мстит, проявляет нетерпимость, осуждает и самовозвеличивается, впадает из поля действия воли Бога, и не имеет Космической перспективы.

Радость в этой жизни, продолжение существования в посмертии, служение во времени и обретение вечности – всё это достигается в духе здесь и сейчас, ровно в тот момент, когда каждый из нас делает свой выбор – посвятить свою волю исполнению воли Бога.

Самое сложное и самое достойное: жить как бы в присутствии Бога.

Последние записи