Выбор, воля. Предназначение человека. Воля Бога.
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

Воля, выбор, намерение.

Попытка разобраться в личностных моделях поведения и дать определения таких понятиях как воля, выбор, намерение, волеизъявление вынуждает нас сразу заявить свое представление о личности, как одной из определяющих категорий нашей жизни.

Отдавая себе отчет, что предлагаемое определение отпугнет значительную часть аудитории, я надеюсь, что очевидная новизна подхода сыграет свою роль и удержат в материале многие пытливые умы

Мы исходим из того, что человек представляет из себя существо смешанного происхождения, в нём есть и мощная эволюционная составляющая и божественное присутствие; таким присутственным даром и является человеческая личность.

Личность – это дар Бога; духовным ядром личности, является до-личностный фрагмент Бога, — частичка Его Духа – наш Таинственный наставник, — Настройщик мышления.

Существование Настройщика мышления было впервые открыто брахманами; на его присутствие есть также прямое указания в Библии: «Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них…» (2-е Кор. 6.16). «Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего». (1Ин 4.13)

Такой Личностно – духовный тандем, представляет собой посвящение Бога каждому живущему на земле, и именно он качественно выделяет человека из мира животных.

Животные могут обладать яркими индивидуальностями, но ни про одно животное мы не скажем, что оно личность.

Как личность БогаСоздателя объединяет и несет в себе все доступные нашему восприятию типы реальности: энергия, разум, дух, — так и личность самого скромного создания, — человека также интегрирует эти типы реальности на доступном для него уровне: наше тело (энергия), наш разум и наши духовные устремления. Мы созданы по образу и подобию.

Происхождение Личности, как интегратора реальности, не может быть выведено исключительно из логики животной эволюции, — это откровение Бога.

Личность человека, взаимодействуя с окружающей средой, порождает человеческую индивидуальность, которая выражает себя на трех уровнях: телесно, интеллектуально и духовно.

Воля, есть сущностное выражение Личности, — она (воля) действует как стремление, то есть организует активность человека в определенном направлении; такая активность необязательно привязано к достижению результата, и не ограничивается таковым. Воля не всегда связана со временем; воля способна ждать.

Она рождается изнутри и всегда направлена на актуализацию потенциалов личности: активность в области физической культуры   помогает раскрыть потенциалы нашего тела; увлечение наукой и философией раскрывают интеллектуальные способности человека; искусство и главным образом религия (как мы её понимаем) способствуют раскрытию духовных потенциалов.

Выбор — действие воли, направленное на достижение конечного результата, когда она (воля) действует в условиях перебора различных вариантов. Мы всегда выбираем из того, что есть или того, что может быть, но количество вариантов всегда определено и ограничено.

Выбор замыкает активность человека на один из таких вариантов, устанавливая с ним мотивационную связь. В отличии от воли, выбор может стимулироваться и внешними факторами и внутренними побуждениями. Несложно подобрать соответствующие примеры: из большого количества вариантов приобретения «нужного» бытового прибора, мы выбираем один, и убеждаем себя в необходимости этой покупки; что же касается внутренних потребностей, то из предлагаемых трех вариантов наших желаний: отдохнуть, поесть или поработать, мы обычно выбираем первые два…

В своей реализации выбор всегда конечен, он имеет завершение в виде результата, и дальше полученного результата нас не ведет; дальше возникает необходимость делать следующий выбор.

Он (выбор) всегда ограничен во времени, он привязан к текущей потребности и востребован для конкретного решения.

Намерение, — это действие пред-воли, которое формируется чередой однотипных выборов, например, при выборе направления движения: «мы едем правее, правее, ещё правее, в результате, мы формируем намерение и едем «направо»; именно намерение двигаться в том или ином направлении и определяет нашу жизненную стратегию.

Формирование своей жизненной стратегии, является крайне важной заботой для каждого человека. При простом переборе вариантов таких стратегий оказывается всего три: животная, — брать, обладать, обособлять, фиксировать, и человеческая, — отдавать, иметь не обладая, развивать, объединять. О третьей стратегии поговорим ниже…

Волеизъявление. Исходя из того, что человеческая природа носит смешанный характер, напоминаю, «эволюция + божественное откровение», можно предположить, что изъявление воли человека будет структурным, состоящим также из двух компонентов: из воли личности (человеческой индивидуальности) и выбора животного.         

Выбор животного в нас опирается на действие природных и социальных инстинктов, а в человеческой воле, всегда присутствует нравственная компонента, которая старается оградить выбор человека от довлеющего присутствия животного начала, ограничить его влияние.

Контекст изложения требует от нас дать определение нравственности.

Нравственность, — это способность признавать относительность собственных ценностей, или готовность принимать ценности иной личности — другого человека. По сути, нравственность основывается на признании того, что каждый человек уникален, и имеет равные возможности проявлять свою уникальность.

Именно нравственная компонента привносит в ситуацию выбора элемент ответственности, а ответственность — это всегда корректировка своей воли. Выбор без нравственной компоненты, без учета интересов другого человека, или всех участников такого выбора, есть всего лишь социальный рефлекс, — реакция социализированного животного.

Если мы хотим прожить свою жизнь достойно, мы должны научиться, по возможности, четко различать в своем поведении   человеческие порывы и животные побуждения; и разделять их на уровне мотивов.

Именно в мотивах поступка встречаются эволюционные и божественные начала человека, образуя хитросплетения животной подосновы и человеческого действия.  Всегда (или почти всегда) в животных желаниях просматривается человеческое стремление, а в человеческих поступках нередко мелькает сущность зверя.

Чем мы мотивируем себя, когда переводим небольшую сумму денег на счет благотворительной организации, искреннем желанием помочь или самодовольным стремлением поставить себе галочку в строке «помогал»? Что нами движет, когда мы проводим жесткую беседу со своим ребенком: переживание за его судьбу или горделивое желание ещё раз показать «кто в доме хозяин»?

Понимание основного мотива поведения, позволяет нам взять под контроль и обременить нравственностью все нечеловеческие, — животные побуждения.

Нам нереально, да и не нужно, избавляться от того животного, которое есть в каждом из нас, но на него должен быть надет намордник и поводок должен быть коротким.

Человеческий выбор, — это всегда выбор самоограничения.

Наш выбор, это наша человеческая работа, которую мы проделываем каждый день, а ни три раза в жизни, выбирая институт, свою жену и дело жизни, — это часть нашей жизнедеятельности, которая и определяет нашу человеческую судьбу.

Мы каждый день делаем выбор в пользу нашего бессмертия или нашего забвения.

P.S. Притча о старом индейце. Старый индеец разговаривает с внуком, — маленьким индейцем, внук спрашивает: «Дедушка, ты бываешь добрым, а бываешь злым, бываешь заботливым, а бываешь раздражительным, — как же это так получается? Что с тобой происходит, когда ты бываешь то таким, то другим?»

— Понимаешь внучек, во мне живут разные волчата: есть спокойный, ласковый, добрый, есть нетерпеливый, агрессивный, злой, есть заботливый, а есть раздражительный, — и они между собой борются. — И кто же из них побеждает, дедушка? Кого я кормлю, внучек, тот и побеждает».

Предназначение человека.

Что бы и дальше рассматривать поведение человека в ситуации проявления воли (в ситуации выбора) нам необходимо определиться с тем уровнем нравственности, который обуславливает или хотя бы корректирует проявления нашей воли, привносит категорию ответственности в наш выбор.

Небольшой исторический экскурс. Нравственность появилась в жизни человеческого общества в результате естественной социализации отношений; нам свойственно объединяться для решения каких-то задач (охота, война), а необходимость объединения вынуждает нас договариваться с теми, с кем мы объединяемся, то есть в той или иной степени принимать их ценности и убеждения. Когда мы начинаем договариваться о правилах межличностного общения, тогда и появляется эволюционная или общечеловеческая нравственность.

К наивысшему достижению такой (социализированной) нравственности можно отнести: «люби ближнего, как самого себя», а примером её практического применения, является Золотое правило, в его позитивном звучании: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой».

Появление такого нравственного ограничения у животного начала человека, явилось очевидным прогрессом в эволюции цивилизации, но вряд ли его можно считать достаточным условием для духовного роста?

Дает ли нам общечеловеческая нравственность основания говорить о   раскрытии всех, в том числе и духовных, потенциалов личности? Даёт, но только отчасти…

Мы научились строить отношения с себе подобными, не убивая друг — друга и не отнимая кусок хлеба, и мы продолжаем действовать теперь уже не как животные, но как сверхживотные, — как люди, но лишь в определенном смысле, но по-прежнему мотивы нашего поведения имеют очень отдаленное отношение к духовным побуждениям. 

Для того, чтобы взять под контроль «эволюционную мартышку», которая сидит в каждом из нас, вполне достаточно   социализированной нравственности, о которой мы сказали выше, но что нам делать, дабы избавится от неблаговидных проявлений уже человеческой природы, которые никак не получается списать на животную подоснову? На что мы можем опереться в преодолении гордыни, тщеславия, алчности, зависти, мстительности?

Для решения этих задач нам так же потребуется нравственность, но нравственность более высокого порядка, — сверхчеловеческая нравственность, которая всегда приходит в виде Откровения.

И если лучшей иллюстрацией общечеловеческой нравственности мы посчитали: «люби ближнего как самого себя», то в качестве примера сверхчеловеческой нравственности можно вспомнить Иисусово: «…любите врагов ваших».

Только как Божественное Откровение могла прийти идея отказаться от разделения всех людей на близких и далеких, своих или чужих, друзей или врагов, и провозгласить  всех, я подчеркиваю, всехСынами Бога и членами единой Небесной семьи;  где  даже  враг всё равно остается членом этой семьи, а значит братом, которого надо любить: «Все мы дети одного отца, поэтому все мы братья», — звучит Евангелие Иисуса.

Сверхчеловеческая воля, это воля, направленная на поиски Бога в личном опыте, и на стремление уподобиться ему.

Подчеркну, не в религиозной традиции, не в философской концепции, а в личном опыте.

Только сын, любящий и преданный своей семье, может   от всего сердца пожелать исполнять волю Отца, и тогда естественным образом рождается молитва: «Отец, моя воля в том, чтобы исполнилась воля Твоя».

У нашего Настройщика мышления есть то, что называется «возвратным моментом», то есть он настроен вернуться туда, откуда он к нам приходит, вернуться на уровень своего происхождения, а это уровень Духа; его активность пробуждает в нас самые светлые переживания, провоцирует стремление выйти за горизонт реального и посвятить свою жизнь чему-то более возвышенному чем животное самоутверждение.

Когда направление действия воли человека совпадает с возвратным моментом Настройщика, то есть, когда появляется обоюдное стремление человека и частички Бога двигаться-возвращаться к Истоку, мы начинаем формировать жизненную стратегию, выводящую нас на траекторию Предназначения, которое звучит примерно так: через реализацию всех, в том числе и духовных, потенциалов личности, обеспечить полноту самореализации в вечности.

Это третий вариант жизненной стратегии, который мы обещали обозначить в Первой части, и подобное развитее событий реально, потому что ведет нас к этой самореализации фрагмент духа того же вечного и бесконечного Бога, — Настройщик мышления.

Привнесение сверхчеловеческой нравственности, позволяет сделать человеку сверхчеловеческий выбор, — мы можем выбрать посмертие, — продолжение жизни, — обретение места в Небесной семье, и этот выбор зависит только от нас.

Животная природа в человеке сильна, очень сильна, но шансов окончательно победить человека у неё практически нет.

Сколько бы сил и средств мы не тратили на получение мирских радостей, удовлетворений и наслаждений, всё равно внутри неослабевающим фоном, через маяту и депрессию, будет звучать голос нашего божественного посланника: «есть другой путь».

Воля Бога.

За всю историю нашей цивилизации было совершено неимоверное количество отвратительных поступков с простым обоснованием: «на то воля Божья».

Эти слова произносили и светские правители и религиозные деятели, люди, обладающие высоким духовным статусом и не имеющие к духовности никакого отношения, но совершенно очевидно, что во всех случаях это были лишь человеческие интерпретации божественного волеизъявления или скудные представления рода человеческого о желаниях Бога.

Я думаю, в рассуждениях о воли Бога, нам надо пойти от обратного, и обозначить то, что волей Бога точно являться не будет.

Воля Бога не подразумевает запрета, то есть она не может   действовать как прямой диктат, и препятствовать принятию человеком того или иного решения.

Бог не профанирует свободную волю, с одной стороны давая нам возможность выбирать, с другой, подменяя нашу волю — своей. 

Воля Бога должна сохранять для нас возможность участвовать в самопретворении, выбирая путь, определять свою дальнейшую судьбу.

Бог не отдаёт приказы, иначе бы Он Всесильный и Всемогущий не стал бы смотреть на то, как мы тут из кожи вон лезем, чтоб сохранить человеческий облик, а построил бы нас всех стройными рядами и отправил куда-нибудь на остров Рай, в сторону Совершенства.

На волю Бога можно посмотреть и с более общей точки зрения: Она не может нести в себе какого-либо отрицания.

Бог, есть всё, и это Всё не может отрицать самое себя, или какую-либо часть самое себя, поэтому в пределе, любое отрицание ведет в нереальность.

Подводя первые итоги: воля Бога это не запрет, не приказ и она не может нести в себе какого-либо отрицания. Тогда что же это?

Мы можем предположить, что воля Бога действует в контексте реализации определенного замысла Бога, тогда воля человека соотносится с волей Бога как индивидуальное решение и божественный План.   

Решение человека может совпадать с божественным Планом, а может с ним расходиться, но каким бы ни было это решение, очевидно, Божественный План не настроен это решение аннулировать…

Свобода воли в мироздании священна.

Восприятие Воли Бога, это восприятия вектора приложения усилия, а не угадывание поставленной задачи.

Попытка сначала угадать, а потом вписаться в этот «вектор приложения усилий» могла бы превратиться для каждого из нас в очередной ребус или квест, если бы тот самый Божественный План, причем в личностной интерпретации, мы не носили бы в себе.

Речь вновь идет о Настройщике мышления, до-личностном фрагментом Отца, — частицы Его духа, который фактически и является нашим планом обретения совершенства.

Он выравнивает напряжение удаленности человека от Бога и нивелирует частичность человека по сравнению с всеобщностью Божества.

Особо подчеркиваю тот момент, что этот фрагмент Бога имеет до-личностный статус и не может непосредственно влиять на выбор человека, иначе вся история со свободной волей вновь оказалась бы под вопросом, но он может обозначать для нас новые ориентиры, подсвечивать иные ценности, создавать ощущения другого пути, — он может вести за собой. Он дух, а «дух никогда не подталкивает, дух – ведет».

Мы говорили о «возвратном моменте» частицы Бога, — стремлении Настройщика вернуться на уровень своего происхождения, это стремление и показывает нам траекторию движения к Отцу, — она (частица) наш проводник во вселенной.
В том случае, когда наше волеизъявление по направлению совпадает с возвратным моментом Настройщика мышления, тогда, и только тогда, наше индивидуальное решение совпадает с божественным Планом, — мы начинаем движение в вечность.

Исполнение воли Бога, в самом общем виде, можно свести к исполнению Его наказов, переданных нам Иисусом, ключевым из которых является:

«Будьте совершенны, как совершенен Отец…» (Мф. 5.48)
Обращаю ваше внимание, что у Иисуса звучит именно «будьте» совершенны, не «становитесь» совершенными, не «обретайте» совершенство, а именно «будьте», из чего следует, что все необходимое, для того, что бы быть совершенным в нас уже есть, необходимо лишь стремиться раскрыть в себе этот потенциал божественного совершенства, и это потенциал, как мы выяснили,  несет в себе Личность, — Дар Бога.

Ответ на вопрос к Богу: «какова воля Твоя», — никогда не приходит в виде прямого указания, а если приходит именно такой «ответ», то он точно не от Бога.

В ответ на подобный вопрос, как правило, происходит прояснение ситуации выбора, она становится более рельефной, прозрачной и очевидной с точки зрения вариантов; происходит то, что позволяет человеку принять более адекватное, и при этом самостоятельное решение.

Проявленная воля Бога приглашает порассуждать и сделать выбор, но никогда не предлагает конкретный совет и не подсовывает готовый вариант.

Мы дети пространства и времени, то есть дети ограниченной реальности, и мы воспринимаем действие воли Вечного и Бесконечного Бога частично, в пределах своих ограничений.

В индивидуальном плане, исполнение воли Бога можно прировнять к принятию своегосыновства по отношению к Богу, и причисление себя к семье Небесного Отца, что и будет означать рождение в Духе.

Однако все попытки угадать волю Бога не в индивидуальном, а в социальном плане, всегда приводили и продолжают приводить к искажениям в толкованиях.

Говорить на эту тему было бы абсолютно бессмысленно, если бы нам не был раскрыт характер отношения Бога к своему творению: «Бог есть любовь»(1 Ин.4.16), и это позволяет нам обозначить ряд несложных по своей сути критериев, позволяющих «проверять» человеческие толкования на их соотносимость с волей Бога:

Бог – Творец, а истинный Творец всегда служит своему творению; стремление к братскому служению пропитано исполнением воли Бога;

Бог – Един, и то, что стремится к объединению — исполняет волю Бога, и наоборот, то, что разделяет, разобщает, строит заборы (этнические, социальные, религиозные) — противоречит Его воли.

Построение заборов, в том числе и конфессиональных, занятие бесперспективное, если не сказать глупое, потому что никакие земные заборы до неба не достают.

Бог – Отец, и он заботится не только о процветании всей Небесной семьи, но и о развитии каждого члена своей семьи, — сына или дочери Бога.

То, что раскрывает уникальность личности человека — утверждает волю Бога, а то, что приучает к усредненному, навязывает общепринятое или популярное — игнорирует волю Отца. 

Бог – есть вечный процесс и то, что по сути своей динамично находится в движении, обеспечивает прогресс и раскрывает не окончательный характер любого достижения — органично вписывается в действие воли Бога, и наоборот, любая окончательность, статичность, любая остановка, формализация, догматизация – входит в противоречие с Его волей.

Бог – есть любовь, поэтому всё что гневается, не прощает, мстит, проявляет нетерпимость, осуждает и самовозвеличивается -выпадает из поля действия воли Бога, и не имеет Космической перспективы. 

Радость в этой жизни, продолжение существования в посмертии, служение во времени и обретение себя в вечности – всё это достигается в духездесь и сейчас, и достигается ровно в тот момент, когда каждый из нас принимает своё сыновство по отношению к Богу,  делает свой добровольный выбор – посвятить свою волю исполнению воли Отца. 

Самое сложное и самое достойное: жить как бы в присутствии Бога.

Последние записи