Религия. Когда слово не виновато…
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp
Share on telegram

Религия, что это? Последнее пристанище слабых душ, убежище для ленивых и необразованных представителей рода человеческого или единственный способ вырваться за горизонт реального, обрести отношение к целому и встать на путь бесконечного самопретворения?

Давайте разбираться…

Если брать за основу перевод с латыни, то религия: religare, -означает «связывать», «соединять», — и эта версия прописана практически во всех толковых словарях. Но, если быть корректным в переводе, то смысл «связи» и «соединения» содержится в глаголе ligare, тогда re-ligare можно обоснованно перевести как «восстановление связи» и «воссоединение».

Восстановление связи с кем или с чем? Тут можно сразу «завязываться на бога», что будет вполне ожидаемо и объяснимо, но мне бы хотелось, для начала, посмотреть на феномен религиозности шире.

Возможно ли говорить о религиозности вне контекста отношений с Богом?

Перед глазами возникает, не очень оригинальный, но вполне рабочий образ «лестницы», по которой мы поднимаемся, проживая эту жизнь. Каждая последующая ступенька, на которую нужно поставить ногу, в той или иной степени нестабильна, туманна, плохо очерчена. Мы беремся за перила, ищем опору, проверяем на прочность, и наконец, решившись, переносим вес своего тела на следующую ступеньку; делаем шаг, — это следующий уровень. Мы там топчемся, утрамбовываем и расширяем поверхность ступени, и, через какое-то время задаёмся вопросом: идти дальше или остаться на достигнутой высоте?

А теперь представьте, что дальше ступенек нет. Что-то подсказывает, что на этом месте лестница не должна обрываться; и прошли вроде совсем немного, и перила (у каждого свои) имеют какое-то продолжение, а следующей ступеньки не видно….

Остановка и бесконечное топтание на достигнутом уровне приводит к потери живой связи с прошлым опытом; набранные знания живут как бы отдельно от нас, вступая в самостоятельные объединения и создавая новые комбинации старых смыслов, которые мы лукаво принимаем за смыслы новые.

Мы продолжаем бесконечно утрамбовывать и ровнять эту ступеньку; нашу жизнь заполняет определенность, а за ней приходит и обыденность.

Но возникающая в такие периоды жизни маята неудовлетворенности требует дальнейшего движения, — необходимость сделать очередной шаг.

И появляется иное отношение к отсутствию ступени, мы по-прежнему её не видим, но начинаем предполагать, что она есть, только пока для нас недоступна, непостижима или просто недосягаема; возможно она принадлежит какой-то иной реальности, но мы начинаем верить, что она существует…

Попытка нащупать эту ступеньку, приводит к появлению связи с этим новым уровнем, и по мере её укрепления, возникает стремление эту связь реализовать; растет не только наша вера в то, что этот следующий уровень реален, но и появляется уверенность в правильности принятого решения — двигаться дальше.

Такой шаг в непостижимость рождает научную гипотезу, философскую концепцию или…

Сделать шаг с последней, хорошо утрамбованной ступени, нам мешает мировозренческая нечестность, философская слепота и обычная житейская трусость.

Но давайте вернемся к привычному взгляду на этот феномен, и попробуем заново открыть, хотя бы для себя, смыслы, изуродованные в словарях, заболтанные в проповедях и разменянные на общепринятость в теологических спорах.

Мы будем исходить из того, что субъектом приложения усилий по «восстановлению связи» (religare) является человек, то есть на этом конце «воссоединения» находится не какой-то усредненный религиозный тип, не конфессия и не общинка, и тем более не социальный институт в виде церкви, но конкретный индивидуум.

А объектом таких отношений является «ТО», что для человека, в данный момент времени, представляет безусловную ценность.

Это может быть новорожденное дитя для своей матери, или результаты научного эксперимента для ученого…

Религиозность человека складывается из его отношений с тем, что он определяет для себя как безусловную ценность; эти отношения несут в себе очевидную эмоциональную составляющую и сопровождаются набором опыта в построении таких отношений.

Мать, выстраивая отношения со своим дитя, и испытывая все восторги и страхи материнства, набирает опыт отношений с той ценностью, которой является для неё ребенок. Ученый, проживая все волнения предстающего открытия, формирует свой научный багаж в процессе выстраивания отношений с новой реальностью своего опыта. Мать, в этом смысле, проявляет религиозность, и ученый – религиозен. Мы возьмемся утверждать, что религиозность человека является врожденным и основополагающим фактором человеческого сознания, и он (фактор) имеет естественное происхождение.

В пользу этого утверждения можно привести тот неоспоримый факт, что религиозные стремления появлялись и продолжают появляться повсеместно; они никак не привязаны ни к географии своих появлений, ни к эпохам, в которых они зарождаются.

В двух обозначенных примерах (мать и ученый), есть одна общая черта, в обоих случаях и субъекты переживаний и те объекты, которые являются предметами их переживаний (дитя или открытие) принадлежат одной реальности.

Но объект таких же переживаний может находиться за пределами воспринимаемой нами реальности, в этом случае ценность будет нуждаться в символических обозначениях, таких как Первопричина, Абсолют или Бог, и выражаться в идеях, например: Большого взрыва, Вселенского разума или Творца всего сущего.

Тогда стремление к такой ценности будут выводить человека за горизонт реального, опыт построения отношений с ней будет основан исключительно на вере, а переживания будут носить трансцендентный характер.

«Бог» не принадлежит нашей реальности, выстраивание отношений с ним всегда связано с определенными рисками, главный из которых незнание характера этих отношений, и, соответственно неопределенность в характере тех чувств и переживаний, которые будут сопровождать набор религиозного опыта.

Религиозный опыт это опыт построения отношений с безусловной ценностью, основанный на позитивной и живой вере. Он представляет собой исключительно духовный и субъективный феномен, который, однако, позволяет прикоснуться человеку к высочайшим сферам объективной реальности.

Существующая реальность религиозного опыта пропорциональная его духовному содержанию и выходит за пределы науки, философии, мудрости и всех других человеческих достижений.

Религиозная традиция, по сути, есть удачная попытка социализации веры. Она (традиция)появляется тогда, когда конкретный человек настойчиво и результативно делиться своим религиозным опытом построения отношений с «богом», а также своими переживаниями на этот счет.

Как правило религиозная традиция возникает в одном человеке благодаря соединению в его опыте яркости религиозного переживания, с организаторским способностями и талантом проповедника. Такой человек в попытке передать эти сильные чувства, вольно или невольно, начинает «подталкивать – принуждать» окружающих его людей к повторению своего опыта; он настаивает: «вам надо поступать так же, как я», — так же чувствовать и так же обретать.

Такие одаренные люди, в попытках тиражировать свои переживания и фиксировать передаваемый опыт и создают основу того, что мы называем традицией в религии.

Классическим примером создания религиозной традиции одним человеком, является конечно же ап. Павел и современная версия Христианства, как результат его встречи с Иисусом на Дамасской дороге.

Ещё раз: проблемы начинаются не тогда, когда в человеке просыпается религиозное чувство, и не тогда, когда он, опираясь на это чувство, обретает опыт приближения к «богу», а тогда, когда он, желая передать это опыт другим людям, вынужден облекать его в идеи о «боге», и делает такие идеи «истиной в последней инстанции».

Попытки символизировать подобные идеи со временем приводят к появлению «символа веры», догматов и сопутствующей теологии; рождается культ, появляются обряды и ритуалы, призванные укреплять и распространять нарождающеюся традицию.

Самым «безобидным» результатом символизации идей о «боге», является возникновения института священства и появление всякого рода атрибутики в виде «камней», «стен», икон, мощей, святой воды и т.п., самым небезобидным,- подмена стремлений: верующий человек вместо стремления найти Бога, стремится найти утешение в идеях о Боге.

«Религия, это отношение человека к Богу, а не к высказываниям о Боге».

Люди, приобщившие себя к религиозной традиции, вместо того чтобы повышать свою восприимчивость к Богу, бросают все силы, на изучение конфессиональной правды о Боге.

Одобрение символа веры, убежденность в правоте догматов и приобщение к культу, есть всего лишь акты интеллектуального согласия и принятия чьих-топредставлений о Боге.

«Бога можно познать исключительно в реальностях опыта; его никогда не понять только умозрительно».

Такое «согласие – принятие», способно затрагивать нашу эмоциональную сферу, может повышать уровень человеческой нравственности, и даже приводить, хотя и не всегда, к изменению норм общественного поведения, но никогда интеллектуальное согласие с тем, что стало частью нашей реальности, не может восстановить связь с той  безусловной ценностью, которая не является частью нашей реальности, лежит за её пределами, принадлежит к «иному бытию».

К мировозренчески честным, философски открытым и смелым людям, в результате их прибывания к той или иной религиозной традиции, рано или поздно, возвращается и неудовлетворенность, и маята, и ощущение вселенского сиротства, которые они старались растворить в традиционном опыте.

Истовое желание выйти за горизонт обыденности, прикоснуться к истинным ценностям, закончилось для них обязательным посещением специально оборудованных помещений и бубнением заученных стишков.

То, что должно было объединить человека со вселенной, разъединило его даже с теми, кто находится рядом, у кого есть другие «символы веры» или иные идеи о Боге.

Примечание: «бог», как обозначение некой ценности, написано с маленькой буквы и в кавычках, чтобы любой желающий мог заменить его на доступную и понятную ему ценность; с учетом контекста, смысл сказанного не изменится.

Все критики религиозности обсуждают традицию и только традицию. Ни религиозные чувства, ни личный религиозный опыт верующего человека, то есть все то, что составляет основу религии (religare) для обсуждения им недоступны.

Элементарное неумение, а порой и нежелание отличать религию как личное переживание, от религиозной традиции, как переживания прошедшего социализацию, приводит к тому, что оценка действий религиозной традиции распространяется на жизнь индивидуального верующего.

Подчеркну: поводом для обсуждения всегда является религиозная традиция, а решения, вольно или невольно, выносятся по поводу «религии вообще». В результате на конкретного верующего пытаются повесить всё, что веками творили и продолжают творить религиозные объединения и церкви.

Всегда по «приговорам» оглашаемым традициям, «наказание отбывают» обычные люди, чья вина заключается лишь в том, что в какой-то момент они проявили «слабость-недальновидность» и поверили в «иное бытие» …

Всякого рода «умники», стремясь иметь свое мнение по религиозным вопросам, вспоминают верующим, да и самому Богу всё: крестовые походы, костры инквизиции, мракобесие средних веков, и «вероисповедальных» тиранов современности.

Самодовольная интеллектуальность, лишённая духовной проницательности, начинает отвязано вещать о Боге, исключительно в контексте его вредоносности или как минимум, бесполезности.

Эти господа, отполировавшие до блеска ступеньку своей материалистической определенности, считают своим долгом организовывать с неё разрушительные, — как они думают, — набеги на непостижимость Бога.

И на этой ступеньке они не одни, на той же ступеньке окончательности, только с другой стороны, находятся все последователи традиционных религий, которые ревностно и нетерпимо относятся к попыткам отдельного человека построить с Богом свои личные отношения.

В своём вечном споре и материалисты и церковники чувствуют себя уверенно и хорошо. Материалисты пытаются, и не всегда безуспешно, загнать религиозную традицию в угол, бездоказательностью существования «иного бытия», в ответ традиция, с тем же переменным успехом, тыкает носом материализм в лужу безысходности и ограниченности.

И те и другие, самоизолировались от запредельности, и старательно уничтожают всё, что с их точки зрения является неокончательным, динамичным, а потому ненужным и вредным; они упоительны в своем самодовольстве и самоудовлетворении.

Две «правоты» с таким рвением пытаются завоевать жизненное пространство, что человеку становится неловко от неустроенности своего существовании между двумя этими маяками «окончательными истинами». Он растерян… Одни требуют «веры», другие «веры в неверие».

Как оголтелое «священство» прячется от инакомыслия за непробиваемым забором из писаний и преданий, так и эстетствующий материализм каждый раз умело отгораживаются от критики частоколом из диаграмм, статистики и научных постулатов.

Разговор о «религии вообще» всегда разворачивается в плоскости интеллектуального противостояния: традиция (повторюсь) требует интеллектуального согласия с догмами, материализм эти догмы не принимает и взамен предлагает свою догматику в виде «объективных» научных законов.

И тех и других не очень беспокоит сам человек; они отказываются понимать, что залезая на территорию сакральных отношений человека с Богом, они разрушают самое ценное, что может появиться в жизни каждого из нас: восторг стремления, радость обретения космического предназначения и удовлетворение от участия в самопретворении.

Традиция даёт человеку перила ведущие вверх, под которыми нет ступени, а материализм предлагает ступеньки, но это ступеньки идут вниз, и никаких перил, — рухнешь, так рухнешь…

Вернемся на короткое время к тому формальному определению религиозности, которое прозвучало в первой части: религиозностьчеловека складывается из его отношений с тем, что он определяет для себя как безусловную ценность; эти отношения несут в себе очевидную эмоциональную составляющую и сопровождаются набором опыта в построении таких отношений.

То есть для продолжения разговора нам необходимо определиться с возможным характером отношений;такойхарактер отношений будет задавать и то, какие чувства мы будем испытывать при контакте с ценностью, и содержание обретаемого опыта.

Отношения человека с ценностью могут реализовываться на двух уровнях: они могут ограничиваться уровнем функций, а могут подниматься до уровня раскрытия сути участников этих отношений.

(Далее я буду говорить не об абстрактной ценности, а о истинной ценности, о Боге).

К функциональному уровню я причисляю те отношения, в которых обе стороны, — человек и Бог, — выступают именно как функции. Например, отношения «раб – господин» — это отношения двух функций, отношения «слуга – царь» — из той же серии.

«Раб», «слуга», «господин», «царь» — это функции, определяющие   неравноправные, зависимые и подчиненные позиции участников отношений, но содержательно ничего неговорящие нам о тех людях или существах, которые за этими функциями стоят.

Исполнение функции, как правило, основывается на страхе и стыде: стыде «неисполнения» и страхе «наказания за неисполнение»; страх и стыд обращают человека к его животному началу и являются недостойной мотивацией религиозного поведения.

Любая функция провоцирует её формальное исполнение. Чтобы быть послушным «рабом» и хорошим «слугой» достаточно выработать систему приемов, принять правила, написать кодексы или уставы, выполнение которых и обеспечит лояльное отношение «господина» или «царя».

Окончательность такого положения исключает какое-либо развитие. Она (функция) может «обогащаться» качествами исполнителя: «преданный раб» или «расторопный слуга», — но внутри функции невозможен рост. Преданный и покорный раб навсегда остается рабом, а расторопный слуга обречен на вечное прислуживание.

В отличии от функциональных отношения, которые фиксируют статусные различия участников, отношения по сути раскрываются при семейном характере отношений человека с Богом.

Семью никак невозможно отнести к функциональным объединениям, она дает возможность каждому члену семьи полноценно выражать себя и обеспечивает право любому члену семьи на участие, защиту и любовь.

Такой характер религиозных отношений мы находим в связке «Отец – сын» …

Отцовство нельзя заслужить, от сыновства невозможно отказаться.

Мы сыны не только по факту своего рождения, но и по сути своего предназначения…

Этот статус вечен в мироздании; его нереально потерять, от него невозможно отказаться, и лишить нас этого статуса никто не может. Статус сына Бога не поддается коррекции ни во времени, ни в вечности.

Но у этой неизменности есть свои грани воплощения: уникальность и бесконечная динамичность. Каждый из нас воспринимает Отца уникальным образом, и это восприятие рождает уникальное же к нему отношение.

Однако такое отношение неизбежно меняется по мере нашего взросления, и можно сказать, что смысл нашего духовного развития заключается в способности более полно и по-новому раскрывать для себя любовь нашего Отца.

То, что в мировозренческом детстве мы относили к наказаниям неумолимого Бога, со временем начинает восприниматься нами, как его милосердная забота, и каждый следующий этап жизни будет раскрывать нам всё новые грани этой заботы, и мы с такой же новизной будем откликаться на эту заботу своей переосмысленной любовью.

Динамичность в восприятии Отца исключает ограничения в проявлении сына, то есть в статусе сына Бога для человека возможны и сущностный рост и качественные достижения.

Именно для установления таких отношений человека и Бога, воплотился в нашем мире Иисус.

Его призыв: «…да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5.45) обращен к нам, — детям Бога.

И к раскрытию именно сыновьих чувств он призывал нас, говоря: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин 3:1).

Повторюсь: сущностное проявление, такое как сыновство, зиждется на семейных ценностях и на любви, что само по себе освобождает от страха, прививает ответственность за дела семьи и смиряет всех членов этой семьиосознанием своей вторичности по отношению к главе семейства – Небесному Отцу.

Сыновство, в отличии от функции «бого-рабства» или «бого- прислужничества», невозможно исполнять, его можно только проживать.

Проживание истины Богосыновства пробуждает в нас пытливость вселенского ребёнка, который впервые прикоснулся к запредельности своего родителя; мы обретаем упорство в попытках приобщить себя к этой запредельности, и наконец начинаем испытывать настоящую жажду «малой части», которая пытается познавать «целое».

Настойчивость в проживании истины сыновства по отношению к Богу, которую мы без сомнения можем определить как настойчивость в Духе, выводит нас на актуализацию потенциала Божественного совершенства: «Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный» (Мф. 5.48), — вряд ли кто-то из думающих людей возьмется утверждать, что этот призыв Бога был обращен к «рабам» или «слугам».

Но не будем забывать, что история оставила нам немало светлых имен Христианских подвижников, которые называли себя «рабами божьими». Очевидно, что духовные достижения не определяются исключительно вопросами позиционирования себя в «небесной семье», и в конечном счете все решает чистота намерений, преданность своей религиозной жизни и настойчивость в Духе.

Традиция и нравственность.Когда-то общечеловеческая нравственность возникла в результате естественных процессов социализации общества, и религиозная традиция способствовала укреплению нравственности, то есть принимала участие в регулировании межличностных отношений, что называется по «горизонтали».

Религиозная традиционность без труда озвучивала от имени Бога запретительные кодексы, — заповеди, — основанные на отрицании чего-то негативного. Примером такой запретительной нравственности являются Заповеди Моисея: «Не убий…» и т.д.

Но роль религиозности не должна сводится исключительно к защите нравственных моделей прошедших лет или к отстаиванию «идеалов» ушедших поколений.

Истинная религиозность основывается на «вертикальных» связях, — человека с Богом. Именно поэтому у такой религиозности появляется возможность выявлять истинные ценностей, высвечивать подлинные идеалы.

Из контактов с иным бытием появляется иная нравственность, основанная не на отрицании негативного, а на утверждении позитивного.

Примером такой нравственности является Нагорная проповедь Иисуса, — Заповеди блаженств.

Как не убить себя интеллектом. Если в вашей жизни появились первые результаты прикосновений к «иному бытию», если вы на мгновение испытали восторг приобщения к чему-то превосходящему, то не пытайтесь зафиксировать это переживание и облечь его в какую-то форму; надо повышать чувствительность к таким контактам, увеличивать их частоту и глубину, — это путь…

Всё настоящее в нашей жизни, что воспринимается нами как «не приходящее и вечное», — плохо поддается фиксации и определению.

Человеческое знание всегда частично, это знание «следствия», которое пытается познать «причину», и старается описать причину в терминах следствия. Только поддерживая и развивая в себе разумный контакт с непостижимостью, сохраняя подвижность, отказываясь от «окончательных» выводов и «выверенных» формулировок, можно сохранить способность открываться новому знанию, обретать космическую мудрость и через проницание реальности, стремится к истинным ценностям.

Подлинное — всегда динамично, оно живет, стремится, развивается, изменяется и вновь живет, и вновь стремится…

Как выжить пребывая в традиции. Когда ваши результаты, в вашем понимании, перестанут быть скромными, не начинайте носиться с ними, стараясь их куда-то «пристроить» или с чем-то соотнести.

Не бойтесь остаться с ними «один на один;» эти первые опыты слишком легко заболтать в казенных проповедях и размазать по бесконечным ритуалам.

Если вы все-таки пойдете по такому пути, то готовьтесь к тому, что почти сразу вы столкнетесь с человеческим мнением по поводу своей «пригодности» или «непригодности» для Бога, в основе которого будет лежать конфессиональные представление о Божественных приоритетах. В этом случае условия вашего «спасения» будут определяться людьми, на основании человеческих же идей о Боге, высказанных от имени Бога.

Такой подход делает Божественную непостижимость предсказуемо доступной и понятной, и конечно же не способствует получению трансцендентного опыта взаимодействия с Источником всего: «Царство Моё не от мира сего» (Ин 18:36).

Традиция, лишенная фундамента личных переживаний отдельного верующего, вырождается в инструмент манипуляции, провоцирует формализм в вере, опускается до приторговывания спасением. Пребывание в ней неизбежно приводит к конфликту между требованиями закостенелой догматики и веяньями меняющейся жизни.

Этот конфликт погружает сознание верующего в дезорганизующую плоскость «критики и критикуемого», и тогда на повестку дня вновь выходит «стыд» неисполнения, и «страх» наказания за неисполнение тех догматических установок, которые традиция привнесла в отношения человека с Богом, — человек превращается в раба.

Раб через надсмотрщика говорит с «господином», слуга через управляющего говорит с «царем», но в семейных отношениях сына и Отца нет и не может быть никакого посредничества.

Никто не мешает «сыну и Отцу» общаться напрямую, и  приглашать на этот праздник общения близких и друзей, проводить эти встречи в каком-то помещении с ритуалами и песнопениями, но это сущностно ничего к таким отношениям не добавляет. Да, — это красиво, да, — это может быть интересно, но это не главное.

Главное — вера. «Пусть термин «вера» означает отношение индивидуума к Богу, а не общую религиозную позицию, о которой договорилась группа людей: «Ты имеешь веру? Тогда имей её в себе».

В группе возможно вероисповедание, но объединять верующих должны цели, а не символы веры. При этом: «В духовных отношениях верующего сына и божественного Отца не может быть никакой доктринальной окончательности и сектантского осознания превосходства своей группы над другими».

Что же такое религия. Религия – это не рабская вера в угрозы наказания, и не магические обещания будущих наград, это идущая от сердца преданность человека своим высочайшим   убеждениям.

Религия стремится к неоткрытым идеалам, неисследованным реальностям, сверхчеловеческим ценностям, божественной мудрости и истинному духовному достижению.

«… религия учит самозабвению, расширенной самореализации в сочетании с общественным служением и постижением вселенной».

Религия не развивается, пока она не дисциплинирована конструктивной критикой, не усилена философией, не очищена наукой и не взлелеяна преданным человеческим братством.

Евангелие Иисуса: «Все мы дети одного Отца, поэтому все мы братья», — раскрывает статус человека как живого сына живого Бога, который невозможно ни обезличить, ни формализовать; человеческая жизнь в этом статусе приобрела новый дар божественного достоинства.

Религия перестала быть делом одного народа, религиозной группы или церковной общины и стала исключительно делом индивидуума, — каждого конкретного человека.

Человека, уверовавшего в свое космического предназначение, погрузившегося в тепло семейных отношений духовного родства, сделавшего смыслом своей жизни познание и исполнение воли Бога.

Отдельно заострю внимание: обретение религиозного опыта   не должно исключать из жизни принцип эффективного взаимодействия с материальным миром.

Нельзя забывать про «ступеньку», с которой был сделан первый шаг в непостижимость, потеря связи с ней чревато последствиями.

Как истончение ранее обретенных смыслов приводит к проявлениям интеллектуального фанатизма, так и потеря устойчивости в материальном мире может привести к проявлениям фанатизма духовного, который таит в себе не меньшую опасность.

И в заключении: было бы неправильно обозначать пути приближения к Богу исключительно религиозными маршрутами. Бог, — есть Всё, и двигаться к Нему можно по той реальности, в которой мы с вами «живём, движемся и существуем».

Фактология науки и смыслы философии  представляют собой достойные варианты приближения к Истоку, являясь по сути органичным добавлением к религии, которая опекает ценности человеческой жизни.

Связь, восстановленная с Истоком, — религия, — побуждает человека жить на земле мужественно и радостно; она соединяет терпение со страстью, проницательность с усердием, сочувствие с могуществом, а идеалы с энергией.

«Быть «чем-то» большим по отношению к самому себе», — это девиз истинных сынов Бога; не важно чего мы достигли, важно чего мы каждый день достигаем.

Бесконечного Бога можно познавать только бесконечно, — и это прекрасно! И результатом такого познания всегда будет посвящение любви, в ответ на ту любовь, которую нам посвящает Бог, ведь: «Бог есть любовь» (1 Ин.4.16)

Последние записи

Разум

Для продуктивного начала разговора необходимо сразу дать определение разума, так